Главная

Быстрый алгоритм построения гексаграмм Ицзин

Быстрый алгоритм построения гексаграмм Ицзин

Описание алгоритма

Предлагается алгоритм построения гексаграмм Ицзин на основе последовательности битов (1, 0). Последовательность битов может быть получена разными способами: бросанием монет, вытаскиванием карт двух цветов, вытаскиванием перевернутых / неперевернутых фишек и др.

Разным типам черт гексаграмм назначаем коды:

1 - 'восьмерка', -- --
01 - 'семерка', -----
001 - 'девятка', --ø--
000 - 'шестерка', --x--

Затем последовательно проводим испытания. Для этого проще всего вытаскивать карты из колоды и проверять их цвет, приняв, например красный цвет за "1" и черный цвет за "0".

Когда в последовательности испытаний набирается один из приведенных выше кодов, то это означает, что мы определили тип очередной строки гексаграммы - он соответствует выпавшему коду.

Процедура повторяется до получения 6 кодов или 6 черт гексаграммы.

Из приведенной выше таблицы кодов видно, что очередной код получен, если (а) выпала единица (красная карта), или (б) сделаны 3 испытания (три черных карты).

Например, последовательность: 00101110011 (или цвета ЧЧКЧКККЧЧКК)
однозначно разбивается на коды: 001.01.1.1.001.1
или на типы черт гексаграмм: 978898
что соответствует гексаграмме: - 60 "Ограничение".

Обоснование алгоритма

В основе предложенного алгоритма лежит алгоритм кодирования информации по Хаффману. Известно, что частоты выпадения определенных черт гексаграмм при гадании с использованием стеблей тысячелистника составляют:

'восьмерка' - 7
'семерка' - 5
'девятка' - 3
'шестерка' - 1

Если построить для этих частот коды Хаффмана (левые дуги дерева кодирования соответствуют "1"), то получим:

'восьмерка' - 1
'семерка' - 01
'девятка' - 001
'шестерка' - 000

Для построения одной гексаграммы по этому алгоритму требуется провести в среднем около 11 испытаний, тогда как для получения гексаграммы методом "трех монет" - строго говоря, 18 испытаний.

Виталий Загребельный, Май, 2023

© Загребельный В.А., 2023